Джон Джинджер (john_ginger) wrote,
Джон Джинджер
john_ginger

Психическая структура по ОПД-2

И еще раз переделал запись m_d_n из http://ru-psiholog.livejournal.com/4887348.html, добавил таблицы.
Как вам?

Еще бы понимать как в реальной жизни выглядят все эти умеренные и высокие уровни интеграции... И как их определять, на примерах...

Хм. Засмотрелся на "телесное Я", которое видимо ничто иное как h0, и подумалось, как бы хорошо было сюда еще сондиану прикрутить...

I. ВОСПРИЯТИЕ СЕБЯ И ОБЪЕКТА


1. ВОСПРИЯТИЕ СЕБЯ

a) Саморефлексия (=способность самопознания): рефлексировать и дифференцировать образ себя


Самоотчёт топикстартера кажется произвольным, не связанным с реальностью, непонятным. Представление о себе производит впечатление не вполне подлинного, скорее заимствованного, обходного. Лингвистические формулировки странны, противоречивы – саморефлексия уровня дезинтеграции.

Рефлексивное самовосприятие едва ли вообще возможно; даже в случае поддержки, топикстартер не может нарисовать адекватный образ себя и своей внутренней ситуации, противоречия собственных черт, существующих рядом друг с другом. Терминология для описания внутренних процессов отсутствует – саморефлексия низкого уровня интеграции.

Топикстартер мало заинтересован в том, чтобы размышлять о себе. Саморефлексия направлена, прежде всего, на активное Я (что топикстартер сказал и сделал). Образ себя кажется грубым. Трудно найти соответствующие слова, чтобы описать себя – саморефлексия умеренного уровня интеграции.

У топикстартера есть способность направлять своё наблюдение на себя и на свой внутренний мир. Топикстартер в состоянии реалистично ощущать, какой он человек и что происходит у него внутри, и может найти слова, чтобы выразить это устно – саморефлексия высокого уровня интеграции.



b) Дифференциация аффекта (=распознавание своих чувств): дифференцировать собственные аффекты


Отсутствует внутреннее дистанцирование от собственных чувств и нет самосозерцательного восприятия аффектов. Между действиями и эмоциональными переживаниями мало контролирующей связи. Топикстартер во власти интенсивных, аморфных эмоциональных состояний, которые нельзя назвать или облечь в слова – уровень дезинтеграции.

Аффекты не могут быть восприняты дифференцированно или описаны исчерпывающе. Они выражены возбуждением, отчуждением, эмоциональной пустотой, депрессией и маниакальным настроением. Они бесполезны в управлении поведением. В эмоциональном опыте преобладает хроническое презрение, отвращение и гнев – низкий уровень интеграции.

Аффекты воспринимаются лишь до определённой степени или даже избегаются в трудных ситуациях, чтобы поддержать стабильность. Они управляют действиями, но ограниченно. В эмоциональном опыте преобладают отрицательные аффекты, такие как гнев, страх, разочарование, самоуничижение и депрессия – умеренный уровень интеграции.

Различает аффекты, несмотря на ограничения из-за конфликтов. Эмоциональная обратная связь оказывает влияние на поведение. Топикстартер испытывает в основном положительные аффекты, такие как радость, любопытство и гордость. Отрицательные аффекты, такие как страх, презрение, гнев, отвращение, печаль, вина и стыд показывают большую лабильность – высокий уровень интеграции.



c) Идентичность (=знание, кто я): проектировать и развивать собственную идентичность


В значительной степени отсутствующая дифференцированная психосоциологическая и сексуальная идентичность замещена искажённым или клишированным приписыванием особенностей, временами бредовыми аспектами идентичности – дезинтеграция.

В разное время и в разных ситуациях, различные аспекты личности выдвигаются на передний план; топикстартер не создаёт впечатление постоянной психосексуальной и социальной ориентации в смысле идентичности – низкий уровень интеграции.

Образ себя раскалывается или изменяется в зависимости от ситуации или настроения – умеренный уровень интеграции.

Представление топикстартера о себе кажется постоянным и последовательным в течение долгого времени, можно различить определённую психосексуальную идентичность – высокий уровень интеграции.



2. ВОСПРИЯТИЕ ОБЪЕКТОВ

a) Дифференциация себя / объекта (=знает свои любимые проекции): дифференциация себя от объекта, различать собственные мысли, потребности и импульсы от мыслей, потребностей и импульсов других


Трудность различения аспектов Я и объекта, или восприятия объектов как отдельных от Я, клиническая – дезинтеграция.

Я и объект противопоставлены и перепутаны друг с другом; объекту приписываются те аффекты, которые невыносимы для Я – низкий уровень интеграции.

Затрудняется приписывать аффекты, импульсы и мысли себе или объекту; отделение от другого и дистанцированное восприятие другого затруднено – умеренный уровень интеграции.

Аффекты, импульсы и мысли могут быть различены по признаку их принадлежности к себе или к объектам; топикстартер в состоянии ясно очертить себя и воспринимать других извне – высокий уровень интеграции.



b) Восприятие целостности объекта (=плоское или объёмное видение других): воспринимать других в различных их аспектах как целостную личность


Другие ощущаются как преимущественно агрессивные, преследующие, несправедливые, угрожающие, боящиеся и борющиеся; отдельную особенность приравнивает к человеку в целом – дезинтеграция.

Другие ощущаются как чёрные или белые, особенно плохие или особенно хорошие. Противоречия не могут быть интегрированы – низкий уровень интеграции.

Другие не воспринимаются в своей сложности и противоречиях, но воспринимаются в соответствии с собственными пожеланиями, так что позитивные и отрицательные стороны преувеличиваются – умеренный уровень интеграции.

Другие ощущаются как люди со своими собственными интересами, потребностями, правами, и личной историей; их различные стороны могут быть объединены в живую картину – высокий уровень интеграции.



c) Реалистичное восприятие объекта (=учёт ситуации при оценке поведения других): способность создавать реалистичное представление о других


Внутренняя и внешняя действительность других не доступна для топикстартера – дезинтеграция.

Образ другого определён собственными потребностями и страхами топикстартера. Независимо от этого, отношения с другим могут быть интуитивными – низкий уровень интеграции.

Топикстартер затрудняется воспринимать других реалистично с их внутренними намерениями и их внешней ситуацией – умеренный уровень интеграции.

У топикстартера есть способность сформировать реалистичную картину другого человека – высокий уровень интеграции.



II. СПОСОБНОСТЬ К РЕГУЛЯЦИИ


1. САМОРЕГУЛЯЦИЯ

a) Импульс-контроль (=самообладание): дистанцировать себя от импульсов, контролировать и интегрировать импульсы


Разнузданная, деструктивная ненависть переживается как нормальная реакция на действия других. Отсрочить получение удовольствия или сублимировать импульс невозможно, поэтому индивид находится в состоянии утраченного контроля над импульсом, преступного поведения или злоупотребления алкоголем или наркотиками – дезинтеграция.

Импульсы плохо интегрированы, не может отсрочить получение удовольствия от удовлетворения импульса или регулировать его дифференцированной системой ценностей, регулирующей действия. Агрессивные тенденции ведут к саморазрушительным действиям или разрушению других. Сексуализирует и выбирает извращённые решения – низкий уровень интеграции.

Импульсы подавлены, регулирование чрезмерно, Я переживается как блокированное или испытывающее сильное давление, но всё же временами прорывается. Супер-Эго чрезмерно жёсткое или критичное или ригидно только в некоторых сферах – умеренный уровень интеграции.

Агрессивные, сексуальные и оральные импульсы (=потребность в зависимости) могут переживаться с учётом моральных и других ценностей, могут быть отложены или интегрированы или альтернативно удовлетворены – высокий уровень интеграции.



b) Способность переносить аффект (=стойкость): дистанцировать себя от аффектов, регулировать аффекты


Интенсивные и особенное негативные аффекты не могут переноситься и вызывают крайнее возбуждение, так что ответ на них происходит в виде рефлекторного противодействия – дезинтеграция.

Негативные аффекты могут переполнять человека и становиться невыносимыми настолько, что вызывают импульсивное поведение – низкий уровень интеграции.

Интенсивные и особенно негативные аффекты плохо переносятся; они преимущественно преодолеваются с помощью чрезмерного регулирования – умеренный уровень интеграции.

Может переживать и выражать даже интенсивные, негативные или амбивалентные аффекты – высокий уровень интеграции.



c) Регуляция самооценки (=переживание своей ущербности): дистанцировать себя от эмоциональной боли, регулировать самоценность


Чувство самооценки едва ли может регулироваться. Это выражается в значительных нарушениях самооценки (грандиозность или хронически низкое чувство самоценности) и в нарушениях восприятия реальности – дезинтеграция.

Чувство самоценности очень хрупкое, ощущает себя задетым любым, даже самым обыденным, несовпадением мнений или желаний. Повышенно чувствителен к несогласию с ним, что заметно в нереалистичных идеях величия, стыда и отвращения к себе, в принижении, раздражительности, разрушении отношений и неспособности принять собственные привязанности – низкий уровень интеграции.

Чувство самоценности страдает в столкновениях мнений по значимым для него вопросам. Реагирует самовозвеличиванием или самоуничижением, наказанием или воздержанием, нуждается в утверждении через других – умеренный уровень интеграции.

Чувство самоценности поддерживается или восстанавливается, если не ограничено конфликтом, даже есть несовпадение между собственными и чужими желаниями и интересами – высокий уровень интеграции.



2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ С ОБЪЕКТОМ

a) Защита отношений (=уживчивость): защищать отношения от собственных беспокоящих импульсов, интрапсихические защиты вместо межличностных


Если отношения вообще защищены, происходит обращение к дисфункциональным, старым и деструктивным средствам – дезинтеграция.

Раздражающие импульсы не могут быть переработаны интрапсихически и накладывают стресс на отношения – низкий уровень интеграции.

Отношения отягощены тем, что топикстартер может перерабатывать неприятные импульсы только с большим усилием и не полностью – умеренный уровень интеграции.

Топикстартер способен защищать отношения, работая над импульсами внутри себя (интрапсихическая защита) – высокий уровень интеграции.



b) Балансирование интересов (=способность поладить): поддерживать в отношениях собственные интересы и принимать во внимание интересы других


Собственные интересы переоцениваются, ощущаются как экзистенциальные и зачастую не вполне понятны для других – дезинтеграция.

Отношения характеризуются чувством угрозы собственным интересам и недостаточным представлением интересов другого – низкий уровень интеграции.

Собственные интересы и интересы других постоянно на первом плане так, что баланс интересов отсутствует – умеренный уровень интеграции.

Топикстартер способен придерживаться своих интересов в отношениях и должным образом признавать интересы других; во время конфликтов отношения могут быть окрашены более альтруистически или эгоистически – высокий уровень интеграции.



c) Ожидание (=дальновидность): способность развивать реалистичное представление о других


Неспособность принимать в расчёт реакции других в ответ на собственные действия – дезинтеграция.

Негативные реакции других в ответ на собственные действия могут быть с большим трудом предсказаны и использованы для направления и регулирования действий – низкий уровень интеграции.

Негативные реакции других в ответ на собственные действия ожидаются в преувеличенном виде – умеренный уровень интеграции.

Реакции других могут быть ожидаемы и направлять или регулировать действия – высокий уровень интеграции.



III. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ


1. ВНУТРЕННЯЯ КОММУНИКАЦИЯ

a) Переживание аффекта (=палитра чувств): генерировать и чувствовать собственные аффекты


Отдельные аффекты могут выступать на первый план в отчуждённой манере; альтернативой является бесчувственность – дезинтеграция.

Негативные аффекты, такие как паника, злость, отвращение, презрение и т.д. проявляются постоянно – низкий уровень интеграции.

Переживание аффектов ограничено, их описание нормативно – умеренный уровень интеграции.

Топикстартер может допускать и переживать широкий спектр аффектов и, таким образом, чувствовать себя живым – высокий уровень интеграции.



b) Использование фантазий (=мечты и грёзы): создавать и использовать собственные фантазии


Описания реальности и субъективные фантазии становятся единой туманной размытостью – дезинтеграция.

Негативные фантазии быстро приобретают угрожающую ясность – низкий уровень интеграции.

Активное фантазирование ясно ограничено – умеренный уровень интеграции.

Топикстартер способен расширять мир своего опыта с помощью фантазий и мечты, подготавливать креативные решения – высокий уровень интеграции.



c) Телесное Я (=ощущение себя справным человеком): эмоционально оживлять восприятие собственного тела


Телесные аспекты Я переживаются как отчуждённые или странные. Возможны идиосинкразические формы отказа от собственного тела или его модификации хирургией, изменяющей аспекты идентичности – дезинтеграция.

Смутный или фрагментированный телесный образ себя, угрожающее и ригидное ощущение тела – низкий уровень интеграции.

Незащищённость, связанная с телесным образом себя, ограниченное переживание тела; эго-дистонное описание тела в смысле "я и моё тело" – умеренный уровень интеграции.

Топикстартер способен реалистично описать своё тело в соответствии с возрастом, полом, здоровьем, привлекательностью; он чувствует себя живым в своём теле – высокий уровень интеграции.



2. КОММУНИКАЦИЯ С ВНЕШНИМ МИРОМ

a) Установление контакта (=открытость по отношению к людям): позволять себе чувства к другим, осмеливаться делать эмоциональный вклад, достигать чувства "мы", взаимности


Установление эмоциональных контактов невозможно или следует клише, в то время как ситуация эмоционально пуста или напряжена – дезинтеграция.

Топикстартер избегает установления эмоциональных контактов или вовлекается в насильное, манипулятивное, не дистанцированное поведение в контактах – низкий уровень интеграции.

Интерес в установлении контактов и вхождении в отношения оказывается ограниченным и обезличенным – умеренный уровень интеграции.

Топикстартер способен устанавливать контакты и входить в живой обмен с другими – высокий уровень интеграции.



b) Коммуникация (передача) аффекта (=сердечность): выражать собственные аффекты, позволять себе быть тронутым аффектами других


Аффекты не могут контролироваться и символизироваться так, что, когда ситуация становится эмоциональной, реализуются собственные интересы защиты и агрессии или нарушаются рамки взаимодействия. Коммуникация избегается направлением вниманя в другую сторону, прерыванием или недоступностью – дезинтеграция.

Ограниченная способность дифференциации аффекта, невовлечённость, неспособность к эмпатии, недостаток тёплых аффектов, преобладание обесценивания делают коммуникацию очень трудной. Это вызывает в других людях ощущение растерянности, пустоты, дистанции, чувство "как если", недостаток соотнесения; чрезмерная вовлечённость и отвержение сменяют друг друга – низкий уровень интеграции.

Ограниченная способность дифференциации аффекта или преимущественно негативные аффекты (разочарование, самоуничижение, состояние депрессивного аффекта, чувствительность к эмоциональным ранам) затрудняют для топикстартера коммуникацию. Коммуникация затруднена как сдержанным, требовательным, раздражительным, обвиняющим, эгоцентрическим поведением, так и чрезмерной чувствительностью к эмоциональным ранам – умеренный уровень интеграции.

Аффективная вовлечённость делает коммуникацию стимулирующей, интересной и плодотворной. Коммуникация может быть ограничена или нарушена из-за конфликтов – высокий уровень интеграции.



c) Эмпатия (=сочувствие): чувствовать эмпатию


Переживание эмпатии и понимание в отношении других людей оказываются в большинстве случаев невозможными – дезинтеграция.

Мир внутреннего опыта других может быть понят только с затруднениями, очень ограниченное понимание и эмпатия к другим – низкий уровень интеграции.

Под давлением собственных желаний и страхов эмпатия к другим людям ограничена – умеренный уровень интеграции.

В зависимости от ситуации, возможно получить доступ к миру внутреннего опыта других, чтобы временно идентифицироваться с ним и действовать на основе этого эмпатического понимания – высокий уровень интеграции.



IV. СПОСОБНОСТЬ К ПРИВЯЗАННОСТИ


1. СПОСОБНОСТЬ К ПРИВЯЗАННОСТИ К ВНУТРЕННИМ ОБЪЕКТАМ

a) Интернализация (=вера в людей): позитивная самопрезентация, позитивная объект-презентация, способность строить и поддерживать позитивные, связанные с объектом, аффекты


Постоянное удовлетворительное умственное представление о других не существует; нет интернализации позитивных опытов отношений. Напротив, внутренние объекты проявляют агрессивно-деструктивные склонности или демонстрируют ужасные качества. Центральный страх символического слияния Я с проявлениями объекта с последующей потерей идентичности – дезинтеграция.

Отношение к другим людям не оставляет позитивного внутреннего образа. Преобладающие отношения с объектом угрожающие и преследующие. Центральный страх: быть разрушенным или уничтоженным объектом – низкий уровень интеграции.

Способность создавать стабильный внутренний образ важных людей и, таким образом, становиться независимым от их внешнего присутствия. Внутренний образ может утрачиваться через небольшое время или в ситуации конфликта (с глаз долой – из сердца вон). Центральный страх: потерять важный, помогающий, регулирующий объект – умеренный уровень интеграции.

Способность создавать и поддерживать эмоциональный, стабильный внутренний образ важных людей. Центральный страх – потерять любовь объекта – высокий уровень интеграции.



b) Использование интроектов (=самодостаточность): способность заботиться о себе, успокаивать, утешать и защищать себя, постоять за себя


Интернализованные части объекта ведут к появлению путаницы – дезинтеграция.

Топикстартер не может обращаться к внутренним объектам и поэтому не способен успокоиться, заботиться о себе и защищать себя – низкий уровень интеграции.

Топикстартер менее способен хорошо заботиться о себе, потому что его внутренние объекты склонны скорее к напористости, критицизму, требовательности и отвержению – умеренный уровень интеграции.

На основе интернализованных позитивных опытов отношений топикстартер способен заботиться о себе, успокаивать себя и принимать ответственность за себя – высокий уровень интеграции.



c) Разнообразие привязанностей (=знание людей): различные качества внутренних объектов, привязанность к одному не означает отвержение другого


Все объекты предстают похожими друг на друга; если привязанности существуют, они преимущественно придумываются и происходят на уровне регрессии – дезинтеграция.

Внутренние образы важных людей преимущественно негативны и не очень отличаются; отношения оказываются функционализированными – низкий уровень интеграции.

Внутренние образы важных людей не сильно отличаются; топикстартер кроме всего прочего ищет диадных отношений – умеренный уровень интеграции.

Внутренние образы важных других разнообразны и богаты; топикстартер способен поддерживать триадные отношения – высокий уровень интеграции.



2. СПОСОБНОСТЬ К ПРИВЯЗАННОСТИ К ВНЕШНИМ ОБЪЕКТАМ

a) Способность устанавливать связи (=верность): способность создавать привязанности, испытывать по отношению к ним признательность, любящую заботу, вину, печаль


Очень симбиотические отношения или тревожное поддержание собственной автономии и избегание привязанностей к объекту – дезинтеграция.

Эмоциональное значение и чувство принадлежности существует только в момент актуального присутствия объекта; это приводит к изменчивым, краткосрочным отношениям – низкий уровень интеграции.

Эмоциональное значение важных людей может преувеличиваться, ясная зависимость от объекта – умеренный уровень интеграции.

Другие эмоционально важны; существует способность и желание привязываться к ним. Чтобы защитить существующие отношения, создаются правила взаимодействия; нет зависимости от объекта – высокий уровень интеграции.



b) Принятие помощи (=нужда в людях): способность принимать поддержку, заботу, беспокойство, руководство, извинения от других


Отсутствие концепции помогающих других, напротив, вовлечение в активности, игнорирующие привязанность к объекту – дезинтеграция.

Помощь и поддержка со стороны других отвергаются рефлекторно со страхом, недоверием и агрессией. Отсутствует концепция, что кто-то может помогать кому-то – низкий уровень интеграции.

В ситуациях необходимости и срочности топикстартер с трудом способен найти полезных других и принять их помощь; он может пытаться сам помогать другим вплоть до изнеможения – умеренный уровень интеграции.

Топикстартер способен, если необходимо, обращаться к другим как к хорошим объектам – высокий уровень интеграции.



c) Усиление привязанности (=способность скучать по человеку): способность разрывать привязанность и переносить прощание


Разлуки переносятся без видимых реакций. Тем не менее, темы отделения могут вызывать сильные реакции – дезинтеграция.

Внутренний опыт отрешённости или вынужденных прощаний, включающий принятие печали, не существует; реальные разлуки могут, тем не менее, вызывать депрессию или дезорганизованность – низкий уровень интеграции.

Заглаживают прощания или цепляются к объектам, чтобы избежать пугающей потери – умеренный уровень интеграции.

Топикстартер переносит расставания и проявляет адекватное чувство печали; он способен отказываться от аффективных инвестиций утраченных объектов – высокий уровень интеграции.



Таки все.

Остальное:
---
Ось II межличностные отношения
Ось III внутренние конфликты
Ось IV психическая структура (этот пост)
Ось V симптомы по классификатору болезней ICD-10 и GAF
---
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments