Джон Джинджер (john_ginger) wrote,
Джон Джинджер
john_ginger

Про восприятие себя и других

Оригинал взят у john_ginger в Про восприятие себя и других
О себе, о других и о наших внутренних конфликтах. Хорошая книжка, от авторов русского перевода ОПД-2.

Цитирую по книге:
Почему психотерапевт лучше дружеской «жилетки». 33 совета по использованию вашего психотерапевта.

Все мы подражатели

Чтобы произвести инвентаризацию концепций, которыми мы руководствуемся в жизни, и как-то их структурировать, мы раскладываем наш опыт на четыре кучки. Это отношение к самому себе, отношение к партнеру, отношение к другим людям и отношение к целям, смыслу и культуре в целом. Наглядно это можно представить в виде привычного ромбика.

«Я»-концепция.

Когда ребенок маленький, его представления о себе складываются из отношения к нему родителей или людей, которые его воспитывают.

Действительно, откуда мы узнаем, плохие мы или хорошие? Нам все время говорят об этом. Нас либо хвалят, либо ругают. Либо поощряют к какому-то поведению, либо запрещают его. Либо любят, либо нет.

Разумеется, эта картина никогда не бывает простой. Отец может относиться к нам холодно, а мать любить. Отец может спокойно воспринимать шалости ребенка, а мать за это ругать. Какое-то поведение может радовать родителей: «Молодец, что все доел», «Ведешь себя, как мужик», «Получил пятерку – умничка». А какое-то совсем наоборот: «Не груби отцу, я сказал!», «Опять чавкаешь за столом?», «Не шаркай ногами!», «Что ты орешь, как оглашенный?» и т.д.

Похвала, как и грозные окрики, способствуют тому, что ребенок начинает ценить себя за одни качества и стыдиться других. Это не значит, кстати, что он обязательно начнет делать то, что ему говорят, и не делать того, за что его ругают. Обычно это связано с тем, что, во-первых, наши слова расходятся с делами, во-вторых, не одни мы влияем на своих детей, в-третьих, по мере того, как ребенок растет, он может поставить наши идеи под сомнение.

Так, если вы будете говорить ребенку, что не стоит переживать из-за мелочей, а сами будете тревожиться из-за любой ерунды – будьте уверены, ребенок тоже начнет тревожиться. Если наказания сыплются по малейшему и часто противоположному поводу: «Почему в шапке? Почему без шапки?», то какая разница – за что огребать? И ребенок начинает выбирать тот вариант, который приносит ему хоть какую-то выгоду. Или слушать тех людей, чье отношение к себе ему больше по вкусу.

Еще раз повторим, картина, которая возникает в результате, оказывается весьма пестрой. Но то, что родительское воспитание влияет на самооценку и формирует убеждения: за что другие люди будут меня любить? – это факт.

То, как относятся к нам родители, убеждает нас, что для того, чтобы заслужить похвалу, нужно быть аккуратным (или это вообще неважно), нужно быть вежливым (или не нужно), нужно быть надежным (или нет). И мы развиваем в себе эти качества, и ценим себя за это и ожидаем, что и остальные люди будут ценить нас именно за это, или, наоборот, не развиваем и мучаемся от своей ущербности. Это так называемая «атмосфера условной любви», когда принятие или любовь нужно «зарабатывать» какими-то качествами, например послушанием или усердием.

Если подытожить, «Я»-концепция – это отношение человека к самому себе, идеи в отношении себя, ответы на вопросы: за что меня можно любить, уважать, поощрять и наказывать.

СОВЕТ 30: Помните, что человек, который своей ценности не принимает, ведет себя так, как будто этой ценностью не обладает.

Дневник Юли
07 июня 2012 года. …Зато я поняла, у меня колоссальные достижения в личностном плане. Основа любого успеха – это порядок в голове. Важно иметь такое мироощущение, которое позволит гибко реагировать на трудности.
Важно знать, что счастье вполне доступный продукт, он может быть бесплатным и ежедневным.
Необязательно зарабатывать себе счастье достижениями, в обмен на то, что я преодолела трудности, и т.д.
Счастье – это состояние души.
Достижения – это набор действий, направленных на результат.
Счастье не зависит напрямую от достижений. Счастье может быль дополнено тем, что я чего-то достигла (в любой сфере), удвоить его.
Я живу не для того, чтобы демонстрировать свои успехи обществу. Я могу сделать так, чтобы мои успехи умножали мне свободное безмятежное состояние. И вот эта схема:
ПУСТЬ Я ОГРАНИЧУ СЕБЯ вО вСЕМ И ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ, ЛИШЕНИЯ И СТРАДАНИЯ ДОБЬЮСЬ СВОЕГО И БУДУ ЛИКОВАТЬ ОТ ПОБЕДЫ. Она со стороны выглядит героически, безусловно, у многих вызывает восхищение и пример для подражания (не все имеют такую силу воли, как у меня). Но за мои 22 года эта схема очень износилась, пора бы разработать новую концепцию. А еще необходимо подумать и навести порядок в своих чувствах.

Концепция «Ты»

Ребенок не только воспринимает отношение к себе, он еще и наблюдает за тем, как родители относятся друг к другу.

Глядя на то, что происходит между родителями, ребенок учится строить отношения с будущим партнером.

Опять же, это не означает, что отношения между родителями будут скопированы и перенесены на свою будущую семью. Отношения между родителями могут ужасать, они могут выступать примером того, как не надо строить отношения, но даже при таком отвержении отдельные элементы усваиваются.

Например, в обычной ситуации родители просто ругались, но когда мама обижалась всерьез, она просто переставала разговаривать с отцом. Это работало, и девочка получала наглядный пример того, как следует добиваться своего в подобной ситуации. Поэтому отношения между родителями – это еще и пример того, как разговаривать с партнером, как воздействовать на него, делиться своими проблемами или переживать их в одиночку, и т.д.

– Ты никогда обо мне не заботишься, – капризным голосом говорит девушка.
– Вот когда на мои слова «вон идет наш автобус» ты будешь отвечать «да, любимый, пойдем», а не «вижу, не слепая!», тогда я буду о тебе заботиться.

В этом плане, если родители способны нормально общаться, обсуждать общие проблемы, принимать конструктивные решения, разделяют обязанности по дому, поддерживают друг друга, то ребенок усваивает эти элементы взаимоотношений, убеждается, что это работает, и склонен в будущем привносить это в свои собственные отношения. И наоборот, если отношения в семье не слишком хорошие, и между родителями идет война, то будет заимствована или эта модель, или ребенку придется в будущем изобретать какие-то свои способы семейных отношений. Кроме того, возможна ситуация, когда родителей рядом нет, ребенка воспитывает бабушка или детский дом – в этом случае концепция «Ты» становится дефицитарной.

Естественно, за нашими отношениями к партнеру тоже стоят какие-то концепции. Например, «Деньгами должен распоряжаться муж», «От жены надо делать заначки», «Кухня – женская работа», «Женщина – друг человека», и т.д.

Концепция «Мы».

Кроме того, что ребенок видит, как родители относятся друг к другу, он также видит, как они относятся к окружающему миру. В одной семье двери нараспашку, дом полон гостей, заходить можно без звонка, и тебе всегда рады. В такой семье господствует убеждение, что мир безопасен, людям стоит доверять. Их можно безбоязненно пускать в свой дом, радоваться их визиту. В другой семье не рады никому, гости попадают в эту квартиру, если только заблудятся. Тут уже отношение «мой дом – моя крепость», окружающий мир представляется угрожающим или просто ненужным.

Из отношений родителей к другим людям у ребенка складываются ответы на следующие вопросы: Можно ли просить о помощи? Можно ли занимать или давать деньги в долг? Порадуются люди твоим несчастьям или огорчатся? Порадуются ли они твоим успехам или начнут завидовать? Насколько им можно доверять? Насколько открытым можно быть с малознакомым человеком?

Пра-Мы.

Кроме того, что мы видим, как наши родители относятся к нам, друг другу и внешнему окружению, мы также усваиваем их отношение к религии, культуре и смыслу жизни в целом. Если семья религиозна, то религиозные переживания становятся естественной частью жизни ребенка. Точно так же мы воспринимаем эстетические и этические ценности.

От того, как родители отвечают на вопрос: «Ради чего стоит жить?», зависит и система ценностей ребенка.

Когда мы говорим: «ответ на вопрос» – это совсем необязательно означает проговаривание, этим ответом является сам стиль жизни. Кто-то живет для того, чтобы у него было все самое лучшее: самый большой телевизор, самая дорогая машина, самый лучший коврик в прихожей. Для другого – смысл в помощи другим людям, человек помогает бедным и занимается благотворительностью.

Эти смыслы находят свое отражение в многочисленных концепциях о том, как правильно жить, и как жить не следует. Кто-то живет ради стакана воды: «Вот состаришься – стакан воды тебе некому будет подать». Кто-то ради самого себя: «После нас хоть потоп». Кто-то считает, что достойная жизнь – это бедная жизнь: «Бедность учит, а счастье портит». Кто-то – ради спасения души. А кто-то просто живет: «Смысл жизни в самой жизни».

Таким образом, последовательно исследуя все четыре модели для подражания: Я, Ты, Мы, Пра-Мы, мы можем осознать те концепции, которым мы привержены и которые, во многом бессознательно, определяют наше поведение. Это очень важно сделать, поскольку часть наших конфликтов порождается именно столкновением этих концепций и актуальной ситуации.

Конец цитаты

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments